Это Алексей Савватеев, автор текста.

 

 

Дорогой Владимир !

Спасибо Вам огромное за гонку !!!!!

Ловите впечатления !

Лёша


Также публикую их на своём ЖЖ

savvateev.livejournal.com

 

 


"Хамар-Дабан" (глазами москвича)

 

"Мог бы жить и помереть в России,

 Если б не было такой страны - Сибирь."

(Александр Башлачёв)

 
 Пролог

Я сижу за компьютером, часы которого показывают 4 утра. За окном изо всех сил сияет яркое, сумасшедшее солнце, подтачивает лежалый снег. Окна первого этажа дома напротив находятся на уровне моих окон, а ведь я живу на 8-м этаже!

Я сижу и пытаюсь восстановить каждую деталь вчерашнего дня. Вчера я участвовал в сверхмарафоне "Хамар-Дабан", правда в укороченном варианте - из-за ледовой обстановки на реке Утулик стало невозможным прохождение полной дистанции. Но и этих 55 километров хватило с лихвой - не чтобы устать, всё-таки я ещё не совсем рухлядь с примочками, но чтобы набраться впечатлений, как минимум, на год вперёд!

Ну, а теперь подробнее. Город, в котором я нахожусь, носит имя Иркутск, а мой компьютер показывает московское время. Здесь же 9 утра. Из-за необычайно ранней для этого региона весны река Утулик местами практически вскрылась, и её прохождение на лыжах стало опасным. В результате изначально планируемый маршрут длиной в 110 километров: Слюдянка - метеостанция - перевал Чёртовы Ворота - спуск к реке Утулик - по льду реки до озера Байкал, пришлось урезать вдвое, до 55 километров, и пускать от метеостанции по хребту "Комаринский" обратно в Слюдянку

 

Немного истории

 

Сверхмарафон "Хамар-Дабан" - самая длинная, насколько мне известно, из проводимых в стране (или даже во всём в мире?) однодневных лыжных гонок. Он проводится 8 марта или в один из соседних праздничных дней, силами иркутских туристов уже 8 лет подряд. Главный организатор и судья - Владимир Белов, которому активно помогает в организации сверхмарафона его жена Наташа. Мистика заключается в том, что провести полноценный марафон удаётся только по нечётным годам - 2001, 2003, 2005 и 2007, а во все чётные годы, по разным причинам (обычно - лавинная опасность склона перевала Чёртовы Ворота, а вот в этом году - состояние льда на реке Утулик) марафон приходится укорачивать до 55 километров - этот запасной вариант существует в любую погоду.

 

Москвичи и сверхмарафон "Хамар-Дабан"

 

 Ещё любопытнее вот что: прознав с некоторых пор о существовании сверхмарафона "Хамар-Дабан", в нём стали принимать участие и московские лыжники. Так вот, они всегда попадали на чётные годы, то есть так ни разу все 110 километров никто из москвичей не прошёл! Вот и в этом году заявилось аж 5 москвичей, включая меня (остальные четверо приехали сюда СПЕЦИАЛЬНО из-за сверхмарафона!). Вы бы посмотрели на их (на наши :-))) кислые мины, когда Владимир Белов на общем сборе сообщил об укорачивании дистанции! Я вошёл чуть позже, ещё ничего не подозревая, дабы получить последние указания. - "Ага, вот он, последний москвич. Тебя сразу огорчить, или попозже?" - "Давайте уж сразу..." (впрочем, я уже всё понял и сам).

Оглянувшись вокруг, я безошибочно идентифицировал москвичей. Нашего брата узнать легко - в любом городе москвич выделяется, даже если не хамит. Я стараюсь мимикрировать под местного, но опытный глаз и меня выведет на чистую воду. Я познакомился с ребятами - там были муж с женой и ещё два туриста-лыжника. Мне кажется, что я их где-то видел, но сказать наверняка не берусь. Они прилетели на самолёте и поселились на турбазе Утулик.

 

Путь к Байкалу

 

 Я же добирался сюда совсем по-другому. Я приехал провести курс повышения квалификации для преподавателей и аспирантов, так что участие в сверхмарафоне было просто удачным совпадением его даты проведения с очередным Иркутским периодом в моей биографии. Ехал я, как всегда, на поезде, более того, из соображений чистого искусства я взял самый дешёвый билет - плацкарт в поезде 44 "Москва - Хабаровск", ценой 2570 рублей с бельём! Попутчики менялись неоднократно, я даже собрал полную статистику по моему плацкартному отсеку - но об этом в другой раз. Поезд - это вообще отдельный пласт чисто Российской культуры, и именно в плацкартных вагонах этот пласт реализуется наиболее полно. За что я их и люблю, ибо эта культура - неотъемлемая часть меня самого.

 Вахтовщики "туда", вахтовщики "с вахты", музыканты, возвращающиеся с Кемеровского конкурса, пьяный милиционер в отставке, пожилой сантехник, едущий в Новосибирск встречать свою Любовь юности - вот тот круг общения, в котором я себя чувствую абсолютно комфортно, как рыба в воде. Эти люди не обсуждают рост и падение курсов валют, в отличие от большинства москвичей и других пассажиров купейных вагонов. Также они не озабочены проблемами с демократией в России. Не знают они и математического анализа. Зато эти люди - настоящие!

 

Размышления вокруг марафона

 

 Но я что-то увлёкся. Все четыре дня вокруг меня весь вагон употреблял водку, но я решил в поезде не пьянствовать. Дело в том, что я очень беспокоился по поводу предстоящего сверхмарафона. Не то чтобы я не был готов - нет, вроде как функционально и физически я был вполне тренирован - дважды прошёл в Москве 100 километров за один день, в частности. Но было несколько моментов, которые могли стать для меня критическими.

 Во-первых, старт в 3 ночи по Иркутскому времени, то есть в 10 вечера по московскому! Да, я конечно мог бы стартовать вместе с основной группой в 5 утра, но, изучив требования прохождения контрольных пунктов, понял, что не уложусь. Я же черепаха. Когда-то я ходил на лыжах быстрее, но с тех пор что-то сильно изменилось - и во мне, и снаружи меня.

 Вот, например, я обнаружил, что многие участники пьют какой-то неведомый мне "энергетический напиток". На всех - какая-то обтягивающая (облегающая) униформа, может это в ней заключён секрет скорости? Лыжи у большинства тоже типа Fisher RCS, смазанные спецгрунтом и ещё чем-то. Короче, как и в Москве, в Иркутске лыжная наука ушла от меня далеко вперёд. Поэтому я решил, что безопаснее стартовать совсем рано. А тогда,
 соответственно, не получится выспаться! Далее, несмотря на предостережения Владимира Белова, я так и не нашёл времени сменить крепления с автоматов на ручники. Я знаю, чем это может быть чревато, особенно в горах, особенно в Сибири, где мороз может сковать эти крепления намертво. Я же ещё не знал, что погода будет такая тёплая, что я весь марафон пробегу в одном термобелье, и что марафон будет укорочен! Поэтому я и волновался.

 Ещё одна причина для беспокойства заключалась в том, что у меня вовсе нет никакой ветрозащитной куртки, и в случае урагана мне грозило не на шутку замёрзнуть, особенно наверху, на перевале.

 Полный тревожных мыслей, я приближался к Столице Мира - озеру Байкал, энергетика которого знакома всем, кто хоть раз стоял перед Ним, внимая его волнам. Жители Иркутска все светятся этой энергией, а москвичам-домоседам её частичка перепадает через песни Олега Медведева, которого к величайшему сожалению я здесь не застал - он на очередных гастролях в Златоглавой и вокруг неё...

 

Иркутск – Слюдянка

 

 Последним штрихом к моим страхам была вынужденная остановка электрички, на которой я ехал в Слюдянку, возле станции Переезд. Стоя вместе с ней неопределённое время, я думал, не является ли это знаком - что надо поворачивать назад, не рисковать своим здоровьем? Впрочем, электричка вскоре тронулась и неслась на всех порах, нагоняя потерянное время. Я подавил в себе нехорошие предчувствия, молясь Господу Богу, чтобы всё сложилось благополучно. В Слюдянке я встретил других участников нашего лыжного забега, и мы вместе отыскали приют - "Музей минералов Жигалова". Кстати, очень неплохой вариант для тех, кто приехал на Байкал погулять и полазить - селят в основном туристов, так что вы находитесь в привычном вам окружении, кажется есть банька, точно есть кухня, где готовят еду. Стоит ночлег правда дороговато - 350 рублей в сутки.
 Для заинтересовавшихся - вот координаты (тётенька просила их опубликовать): Жигалов Валерий Алексеевич 8-39544-53440 (дом) 8-914-9246552 (моб) г. Слюдянка, ул. Слюдяная, 36, Музей минералов

 Мы заселились, поели и улеглись поспать/подремать. Вскоре, однако, нас подняли и пригласили на общий сбор - где нам и сообщили, что марафон нынче укороченный. Мы заполнили разные бумаги и разошлись по домикам спать, на этот раз - до утра.

 

На старт !

 

 Утро не предвещало ничего хорошего - было -4, шёл свежий снег и дул порывами пронизывающий ветер. Поёживаясь, я представил себе, как оно там, наверху. На всякий случай, взял с собой тонны одежды, чтобы хоть частично компенсировать отсутствие ветрозащиты. Кроме того, взял полный термос кипятка - чтобы бороться с автоматическими
 креплениями. (Есть ещё один способ разморозить их - но для этого требуется известная сноровка и, так сказать, точность попадания. Сами додумайте эту мысль!) Впрочем, уже через час погода стала улучшаться, и небо расчистилось.

 Места в маршрутках, отвозивших нас к точке старта, оказалось мало. Ещё бы, 26 участников - рекорд численности за все эти годы! Пришлось уплотняться, садясь друг другу на колени. И вот тут-то я с удовольствием обнаружил, что тема, так сказать, мужчин нетрадиционной ориентации муссируется не только у нас, но и в среде иркутских туристов! "Да не волнуйся, садись, видишь - я рюкзак подложил!" "Хватит тут гомосятину разводить!" и т.п. Между прочим, в Москве термина "гомосятина" я не слышал никогда. Видимо, это - очередное чисто сибирское словечко!

 В связи с сокращением дистанции страт был назначен на 9:00. К чести организаторов, его не задержали ни на секунду! Я не успел и глазом моргнуть, как все без исключения усвистели вперёд. Я остался в самом хвосте, последним, "замыкать группу". 1999 - 2008, девятилетнее де жа вю.

 А ведь я здесь один раз уже был! В далёком 1999 году, когда я ещё носил рюкзаки весом 55 килограмм (это было до похода на Плато Путорана, где я серьёзно надорвал физическое здоровье), мы совершали пешеводный поход в точности по маршруту неукороченного сверхмарафона! У нас, естественно, это тогда заняло не один день, а больше недели. И вот вчера, следуя по пятам своих же воспоминаний, я узнавал поочерёдно место первой ночёвки, место обеда во второй день и другие памятные вехи того похода.

 Тем временем я обошёл двух москвичей - жену Юрия Минаева, и ещё одного туриста. Уже на подступах к склону, ведущему на геостанцию, я обогнал ещё двух человек, местных. На геостанции тусовалось 5-6 участников, сияло солнце и можно было натурально загорать. Мне предложили поесть и выпить чая и белого вина. От двух последних пунктов я не отказался, а вот есть не стал - просто не успел ещё проголодаться. Ещё бы - ведь даже мой путь, путь одного из самых тормозных участников, занял всего 2 часа 20 минут ! Чего уж говорить о лидерах, которые легко вышли из двух часов! А в 1999-м году на этот участок пути у нас ушло полтора дня!

 

Хребет "Комар" - для комаринских мужиков, или спуск по-сибирски

 

А вот дальше наши пути с 1999 годом разошлись. Мне указали, куда идти дальше - в сторону ещё одного подъёма, уже не такого длинного. На этом подъёме я обошёл ещё нескольких человек (для меня легче всего идти круто вверх, ведь я вешу всего 67-68 килограмм !), догнав ещё одного москвича.

 Это был момент моего максимального успеха. Дальше пошёл спуск, сначала пологий (но и на нём меня немедленно обогнали двое или трое из тех, кого я обошёл на подъёме), а потом всё круче. Надо отметить, что мои новые друзья, с которыми мы ночевали в одном домике, участливо интересовались намедне, владею ли я техникой спуска. Я тогда с улыбкой подумал "ну что же, раз москвич - то сразу спускаться не умеет :-))?" и ответил, что более-менее владею.

 Я-то полагал, что опыта Хибин зимой и многочисленных походов с группой Дмитриева должно быть более чем достаточно! Вроде как на фоне московской тусовки я спускаюсь неплохо. Тем более, думал я, что мои лыжи Тиса-Фишер 1989 года, да ещё с насечкой, ну никак не способны слишком быстро ехать даже с самого крутого склона....

 Как же я ошибался! Я ведь представлял себе типичный хибинский или подмосковный склон, когда можно свободно выбрать траекторию спуска с оптимальным для тебя углом наклона. Ну, а если спуск в лесу, то ведь всегда можно затормозить, съехав в сторону от лыжни, правда? Первым делом я понял, что о выборе траектории спуска можно забыть. Лыжня - это извилистая нитка, вправо-влево от которой находятся залежи в буквальном смысле двухметровой толщины снега! Раз, два попытался я остановиться "московским способом" - съехав в сторону. На третий раз моя скорость была чуть повыше, чем в предыдущие разы. Я проехал по лесу чуть подальше.....

 

С лёгким паром !

 

 И провалился почти с головой. Снег проник мне буквально во все места тела, я ковырялся в нём как раненый медведь, пытаясь высвободить лыжи или хотя бы выкарабкаться из-под рюкзака. Ни то, ни другое мне не удавалось сделать. В конце концов, подобно "перекати-поле", я сумел вывалиться обратно на лыжню, тяжело дыша и чувствуя резкий, обжигающий холод всеми открытыми частями тела (коих было немало, ведь я ехал в одном термобелье!). В ужасе подумал я, что не сбросил ещё и двадцатой доли набранной на подъёмах высоты....

 Я заковылял вниз, пытаясь тормозить то плугом, то палками об снег, то одновременно. Мой кордебалет пронаблюдало несколько участников, обойдённых мной на подъёме. Боже, как они неслись! Я просто не могу себе представить подобной скорости, не могу поверить, что можно ТАК научиться съезжать! Ведь я тоже всю жизнь катался на лыжах, но до их техники и искусства спуска мне как до луны....

 

На заднице !!!

 

 Я загрустил. В какой-то момент мне стало ясно, что ничего другого, кроме как снимать лыжи на всех крутых участках, мне не светит - так будет и проще, и быстрее всего. Некоторое время я так и поступал. А потом я прозрел. Дело было так: я шёл (даже бежал) вниз, скрутив лыжи и палки в кулёк. И тут мимо меня пронёсся с бесконечной скоростью очередной местный участник гонки. С криком "А-а-ааа!!!" он упал на попу, и, резко затормозив, вскочил вновь и понёсся дальше.

 И вот с этого момента мне всё стало ясно. Да, конечно, встать так ловко как тот гонщик мне не удавалось, но зато с лёгкостью удавалось тормозить собственной попой - Бах на лыжи, и как на санках едешь вниз !!! Это вышло даже развлекательно, типа аттракциона. Единственное, задница тут же вся насквозь промокла. Но вокруг царила такая жара, что это было совершенно неважно! Ни ветерка, ярчайшее солнце, в общем в мире присутствовал тот самый зимний рай, которого так нам в Москве не хватает.....

 На очередном подъёмчике я оглянулся вокруг - вид был просто неописуем! Снежные вершины, бесконечное небо и жгучее солнце! На вершине я остановился, присел отдохнуть. Там тусовалась туристская группа, плюс один турист-одиночка, которого я сначала принял за Андрея Чупикина - до того тот был на него похож! А в другой группе была просто невероятно красивая девушка. Я прям на неё засмотрелся - даже струсил сначала сказать им, что я из Москвы. Но потом, прощаясь, всё-таки кинул реплику, из которой было ясно, что я москвич. Надо сказать, что ребята очень удивились - видать, я и впрямь шифруюсь неплохо :-)))). Пожелали мне всех догнать и обогнать :-))))) !

 

Финиш

 

 ....был на самом крутом спуске. Уже метров 200-250 я непрерывно ехал на пятой точке. И тут слышу - "Тормози!!!!!" И - ленточки, Владимир Белов спешит меня сфотографировать в таком первозданном виде - "верхом на лыжах". После меня финишировал один иркутянин да пара москвичей, которых я обошёл в самом начале, ещё в часе от Слюдянки. Их ещё долго ждать пришлось. А для нас троих - меня и двоих иркутян, прибывших непосредственно до и после меня - Володя вызвал свою жену, Наташу, которая нас подобрала у подножия склона на машине! Всю дорогу я искренне восхищался и трассой, и организацией гонки, и погодой, и Байкалом, и вообще Сибирью. Наташа слушала недоверчиво - типа "Ну ты правда так считаешь? Точно не лукавишь?" Ну что тут сказать?? И так ясно, что Иркутск и Байкал - это Центр Мира. И не надо никаких специальных доказательств - "просто это так, и всё". На этом, пожалуй, и закончу.

 

Эпилог

 

 Вернувшись на базу, я вошёл к нам в домик. Мы обменялись нашими впечатлениями от гонки, немножко отметили её успешное завершение. Походу я осознал, что в мужском зачёте (а там отдельно есть мужской и женский зачёты!) я занял место, совпадающее с выданным мне на старте персональным номером - 19 ! Во время награждения я спросил, есть ли призы для "неподвижных точек" - ведь стать неподвижной точкой куда сложнее, чем стать чемпионом! Этот факт хорошо известен моим коллегам-математикам - в то время, как существование чемпиона гарантировано, неподвижная точка существует только с вероятностью примерно равной 1-1/е ! Но меня грубо заткнули, причём правды ради могу сказать, что сделал это мой односельчанин-москвич. Вот так, единожды принявши путь странника, не жалуй на то, что ты чужак в первую очередь в своём собственном огороде :-)) !

 Впрочем, какая разница. Интересно вот что. Время лидера - 3.38. Вы просто вдумайтесь - 3 часа 38 минут на трассу длиной 55 километров, с суммарным подъёмом на всех подъёмных участках около 1800-2000 метров! Я тут же поделил время лидера на своё, и сравнил с тем же показателем на нашей Дмитриевской сотне. И что вы думаете? Несмотря на заведомо лучшую форму у меня сейчас, нежели на первой "сотне" в Москве, показатель этот в Иркутске оказался ниже! Это вроде как означает, что чемпион Хамар-Дабана должен всех в Москве заткнуть за пояс. Все эти соображения я чемпиону тут же и изложил. Правда, у нас трасса не маркирована и ему по-любому пришлось бы всю дорогу бежать с нашими лидерами спина в спину.

 А потом был путь назад - электричка, странный дядя-физик, выпивший с нами пивка, и по моей просьбе доставший нам гитару невесть откуда. Песни, омуль, псевдофилософский гундёж. Да, всё как всегда! Только разница в том, что поезд идет не из Поварово в Москву, а поднимается, цепляясь зубами за камни и тоннели, от самого глубокого озера в мире на перевал, и потом - на равнину, в Иркутск, в город, куда меня тянет ежегодно, что зимой, что летом. До свидания, Хамар-Дабан ! 10 марта 2008, по самым свежим впечатлениям.